Ученый-микробиолог о порошке для кишечника и микробах, расщепляющих жир и очищающих канализационные стоки

12 сентября 2017 2135

Сармурзина Зинигуль Сериковна, кандидат биологических наук по специальности «Микробиология», заведующая лабораторией микробиологии, 33 года

Альма-матер: Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова

О себе

Я родилась на севере Казахстана, крупнейшей железнодорожной станции Тобол Костанайской области. Мой папа – железнодорожник и трудится в национальной компании «Қазақстан темір жолы». Моя мама – бухгалтер с большим стажем и сейчас находится на заслуженном отдыхе. Мой дед, ветеран Великой Отечественной войны, был в плену у немцев.

Именно мои родители и дедушка воспитали во мне любовь к труду, отношению к учебе и стремлению к победам.

Учеба в школе давалась мне легко. Любимыми предметами были математика, иностранный язык и биология.

После окончания университета поступила в аспирантуру при Национальном центре биотехнологии Республики Казахстан. Спустя 5 лет успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Выделение микроорганизмов-продуцентов липолитических ферментов, перспективных для очистки сточных вод от жировых отложений».

С 2006 года работаю в Республиканской коллекции микроорганизмов. С этого момента жизни я открыла для себя безграничный мир микробов и мир науки, поскольку микроорганизмы (микробы) являются продуцентами различных ферментов, имеющих огромное значение для медицины, сельского хозяйства, пищевой, легкой и других отраслей промышленности. Республиканская коллекция микроорганизмов – это хранилище промышленно-ценных микроорганизмов и имеет статус стратегического объекта. Наш фонд насчитывает более 700 штаммов микроорганизмов, среди которых пробиотики, заквасочные культуры для кисломолочных продуктов (йогурт, айран, кумыс и т.д.), жирорасщепляющие бактерии, нефтедеструкторы, грибы, дрожжи и др.

В Республиканской коллекции микроорганизмов, помимо депонирования и выдачи микроорганизмов заинтересованным лицам, проводятся научные исследования в области генетики и биохимии микроорганизмов, микробиологии и биотехнологии для пищевой промышленности, медицины и охраны окружающей среды. Немаловажную роль играют проекты по коммерциализации технологий, поскольку коммерциализация научных разработок может быть существенным источником финансирования.

О зарубежных стажировках и круглосуточном Биотехнологическом центре

Я стажировалась во Всероссийской коллекции микроорганизмов РАН, которая имеет статус международного органа по депонированию микроорганизмов для целей патентной процедуры, и в Институте биохимии и физиологии микроорганизмов им. Г. К. Скрябина РАН. Ученые этого института поразили своими научными достижениями в области биохимии и генетики микроорганизмов.

В 2016 г. я посетила Институт микробиологии Республики Беларусь. Здесь я ознакомилась с разработкой биопрепаратов для сельского хозяйства, пищевой промышленности и охраны окружающей среды. Этот институт поразил меня своими научными разработками, их более 50 (!). В институте имеется собственный Биотехнологический центр, который работает в круглосуточном режиме и производит биопрепараты, которые успешно коммерциализируются на рынке.

Все это показывает, сколько пользы могут принести микроорганизмы и служить для человека и его нужд. Каждый активный штамм микроорганизма должен становиться товаром и реализовываться.

О порошке для кишечника и микробах, расщепляющих жир и очищающих канализационные стоки

В науке я работаю уже более 10 лет и являюсь автором 6 авторских свидетельств и более 50 научных трудов, среди которых публикации в международных рецензируемых журналах (Web of Science Core Collection, Scopus).

За годы научной деятельности я принимала непосредственное участие в семи научных проектах различной направленности. Последний из них – разработка биопрепарата «Микрофит»: мы создали композицию из микроорганизмов-пробиотиков и лекарственных растений, позволяющих нормализовать кишечную микрофлору. Ведь 80% нашего иммунитета находится именно в кишечнике.

80% нашего иммунитета находится именно в кишечнике.

В последние годы я активно принимаю участие в проектах по коммерциализации технологий. Так, мы с коллегами разработали биопрепарат «BioMix», микроорганизмы в составе которого активно расщепляют жиры животного и растительного происхождения, тем самым очищая сточные воды от жиров. Этот препарат мы испытали на молочном заводе «Астана-Өнім» (село Краснояр, Акмолинская область).

Недавно мы приступили к проекту, финансируемому Всемирным банком развития, по разработке технологии по очистке озер-накопителей канализационных стоков микроорганизмами. Свои испытания мы проводим в Астане, на озере Талдыколь. По данным «Казгидромета», 80 водных объектов (что составляет 86% из всех водных объектов Казахстана) загрязнены в разной степени всевозможными химическими реагентами, органическими веществами и фекалиями, среди них могут быть патогенные микроорганизмы и различные вирусы, которые могут быть возбудителями многих инфекционных заболеваний.  В последнее время доказано, что ускорить процессы восстановления загрязненных водоемов можно с помощью активных микроорганизмов. За рубежом активно применяют биопрепараты, предназначенные для обеззараживания и очистки воды в прудах и водоемах: России, Беларуси, США, Таиланде, Италии и т.д. Предлагаемый нами биопрепарат направлен на уничтожение патогенных микроорганизмов и создание естественного  устойчивого  биоценоза в водоемах для запуска процессов самоочистки.

О наставниках

Любой начинающий молодой ученый должен иметь наставника.

Сейчас для меня это ученые нашей организации: доктор биологических наук, профессор, генеральный директор Республиканской коллекции микроорганизмов Ахан Бегманович и доктор биологических наук, ассоциированный профессор Кунсулу Дальтоновна, которые помогают мне найти себя как ученого, свободно выражать и реализовать свои идеи и мысли, помогают победить внутренний страх и стремиться к новым достижениям и открытиям.

Работая в исследовательской среде, понимаешь, что учиться нужно на протяжении всей жизни. Молодой ученый или зрелый ученый, ты должен постоянно совершенствоваться.

Уважаемые читатели, редакция сайта Комитета науки подготовила для вас подборку интересных фактов о микробах и список книг научно-популярного жанра, которые доступным языком расскажут вам о теле человека.

Что вы не знали о микробах:

• У каждого из нас примерно двадцать тысяч человеческих генов. И в то же время мы несем от двух до двадцати миллионов микробных генов. Это означает, что с точки зрения генетики мы, по крайней мере на 99%, являемся микробами!
  • Микробные сообщества на руках у женщин, как правило, более разнообразны, чем у мужчин.
  • У детей с более разнообразным микробным населением носа, например у живущих в сельской местности, рядом с животными, в будущем меньше вероятности заболеть астмой и аллергией.
  • В 1847 году венгерский врач Игнац Земмельвейс представил свое новаторское исследование лихорадки у детей, показав, что смертность новорожденных уменьшается в разы, если врач стерилизует руки между вскрытием и родовспоможением. Но коллеги Земмельвейса высмеяли его открытие, он потерял свою должность в акушерской клинике Вены и в конечном итоге оказался в психиатрической лечебнице, где его били и где он – ирония судьбы! – вскоре подцепил какую-то смертельную инфекцию.
  • Английский врач Джон Сноу обнаружил в 1854 году, что холера распространяется с питьевой водой, а вовсе не посредством «миазмов» (ядовитые гнилостные испарения), как считалось ранее.
  • От диареи можно умереть: псевдомембранозный колит, который вызывается спорообразующим анаэробным микробом Clostridium difficile, сопровождаемый постоянной диареей, вынуждает больного ходить в туалет десятки раз в день, и зачастую возникает даже угроза его жизни. В США это одна из самых распространенных внутрибольничных инфекций, которая ежегодно поражает 337 000 человек и убивает 14 000 из них.
  • Английский ученый написал статью о том, что некоторые вакцины якобы вызывают аутизм. Вскоре эти данные оказались полностью ложными, и статья, в которой они были приведены, была отозвана, а ее автору в его родной Англии запретили заниматься медициной.
  • Более 70% бактерий, вызывающих инфекции в больницах США, устойчивы по крайней мере к одному из антибиотиков, обычно используемых для их лечения.
  • В то время как высокие дозы антибиотиков убивают (почти) все бактерии, низкие дозы делают микроорганизм немного более устойчивым, и когда какая-то бактерия начнет по-настоящему угрожать нашей жизни, окажется, что мы сами научили ее бороться с нашим главным оружием. Хуже того, резистентные микроорганизмы выживают, распространяются по всем отраслям сельского хозяйства, могут переходить от одного вида к другому и в итоге заражают человека. Вот почему в 2006 году Евросоюз наложил запрет на использование антибиотиков для стимулирования роста животных.

Список рекомендуемых научно-популярных книг:

• «Смотри, что у тебя внутри. Как микробы, живущие в нашем теле, определяют наше здоровье и нашу личность» Роба Найта.
  • «Охотники за микробами» Поля де Крюи.
  • «Микробы, гены и цивилизация» Дэвида Кларка.
  • «Микробы хорошие и плохие» Джессики Снайдер Сакс.